АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Региональный Центр Судебных Экспертиз



Судебная автотехническая экспертиза (Трасологическая)

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида САТЭ. При этом, судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания. В свою очередь, экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.

Задачи судебной трасологической экспертизы транспортных средств

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

  1. определение механизма ДТП;
  2. установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
  3. установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
  4. установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  5. установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
  6. установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
  7. установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
  8. установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  9. определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  10. установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  11. установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
  12. установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
  13. установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.

Следы на автомобиле или на месте аварии являются одним из основных источников информации об обстоятельствах происшествия, по которым можно восстановить механизм ДТП в целом.

Вопросы

Наиболе часто, возникающие вопросы, которые может решить проведение трасологического исследования:

  • Могут ли этим транспортным средством (марка, модель) быть нанесены данные повреждения?
  • Каким транспортным средством (легковым, грузовым) нанесены данные повреждения?
  • Какими частями транспортные средства контактировали при ДТП?
  • Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия?
  • Являются ли фрагменты, оставленные на месте происшествия, частями данного транспортного средства?
  • Каким видам автотранспорта присущи детали такой формы, размера, локализации, как оставившие следы в данном происшествии?
  • Имеется ли у автомобиля, оставившего следы, какие-либо неисправности вроде дисбаланса колес, вздутия протектора и т. д.?
  • В результате чего образовались данные следы – в результате скольжения, волочения, удара и т. п.?
  • Каков механизм образования следов на транспортном средстве?
  • Каков механизм столкновения транспортных средств?
  • В каком направлении двигалось транспортное средство?
  • Под каким углом контактировали автомобили во время столкновения?
  • Каковы была траектория и характер движения участников до столкновения?
  • Осуществлялся ли переезд участников ДТП после столкновения?
  • Каково было расположение участников и препятствий в тот или иной момент времени – в момент удара, сразу после него, через некоторое время и т. д.?
  • Где располагается место столкновения транспортных средств?
  • Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения?
  • Где располагается место наезда на пешехода?
  • Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством?
  • Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода?
  • Повреждения на представленном колесе возникли до ДТП, в момент ДТП, после ДТП?
  • Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию?
  • Какая была скорость транспортного средства в момент столкновения?
  • Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?

 


CopyRight 2000 г. v.230729